Никита АЛЕКСЕЕВ

Нижеследующий текст ни в коем случае не принадлежит к жанру журналистики. Это — попытка объяснить россиянам, что такое Республика Ужупис, написанная новоназначенным первым Чрезвычайным и полномочным послом Республики Ужупис в Российской Федерации. Этот текст совершенно объективен и является выражением ответственного мнения жителей Ужуписа о своей отчизне.

Республика Ужупис 
Фото: Anatolij Blaszewicz

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Республика Ужупис находится на северо-востоке столицы Литвы Вильнюса, на холме, омываемом речкой Вильняле, впадающей в реку Нерис. Истоки Вильняле находятся километрах в сорока на восток, на территории Беларуси. Одна из приоритетных целей Ужуписа — распространение своего влияния вверх по течению Вильняле и установление в Беларуси политического режима, сходного с ужупийским.
Климат — умеренно континентальный, с преобладанием элегической погоды по вечерам и тумана по утрам.
Главные артерии Ужуписа — улица Ужупио (Заречная), поднимающаяся от Вильняле на вершину заречного холма, улица Паупио (Поречная), спускающаяся к южному склону холма, и улица Малуну (Мельничная), спускающаяся, наоборот, к северному углу ужупийской возвышенности.
Население — около двадцати тысяч человек. Более точные сведения привести невозможно, так как жители Ужуписа, в соответствии с конституцией своей страны, оберегают приватность и не любят, когда их пересчитывают, как баранов.


НАРОД

Этнический состав — пестрый. В республике относительное большинство составляют литовцы, но бок о бок с ними живут русские, белорусы, поляки, украинцы, евреи и татары, а также «тутейшие» — народец балтославянского происхождения, изъясняющийся на языке, отчасти похожем на польский, но имеющем словарный запас не более трехсот слов. Некоторые исследователи склонны считать «тутейших» исконными насельниками Ужуписа.
Государственным языком можно считать литовский в его виленском варианте. Однако на улицах и во дворах Ужуписа не реже звучат всевозможные славянские наречия, а по будним вечерам или утром в субботу лингвистическое происхождение языка проанализировать невозможно. Считается, что это «язык ангелов» (об ангелах — ниже).
Кроме этого, языковое пространство Ужуписа вибрирует от инородных говоров — английского, японского, немецкого, банту, иврита, голландского, французского, чешского и так далее. Их носителями являются пилигримы разных возрастов, припадающие к святыням Заречья и селящиеся в основном в Центре молодежного туризма на улице Ужупио. Полноправными жителями Заречья являются также многочисленные кошки и собаки, галки, голуби и воробьи и, разумеется, утки (о них ниже). Не лишены гражданских прав и курицы, проживающие в некоторых дворах республики, и немногочисленные козы.
Самоназвание жителей Ужуписа — «уж». Безответственные ученые объясняют слово «уж» исконной любовью литовцев к хтоническим монстрам, к змеям, и обосновывают свое мнение тем, что ужи мужского пола нередко называют ужей женского пола гадюками. Это совершенно несправедливо. Ужи женского пола крайне редко отличаются ядовитостью. И вообще, как известно, уж — существо совершенно безобидное и очень ласковое.

ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛО

История Республики Ужупис такова. В Средние века это была слобода кожевников и мукомолов: Вильняле позволяла кожевникам вымачивать свои изделия в ее быстрых водах и наполнять зловонием окрестности, а мукомолам — молоть зерно, привезенное пригородными крестьянами. В конце ХIX века страна стала прибежищем мелкой буржуазии и унылых мещан. Впрочем, Ужупис видел в своих пределах многих знаменитых личностей. Здесь, на улице Поречной, рос неудавшийся ксендз Феликс Дзержинский. Более приятно то, что на улице Мельничной проживал великий польский поэт Константы Ильдефонс Галчинский. При советской власти Ужупис обветшал и превратился в один из самых неблагополучных районов Вильнюса. В него начали стекаться во множестве весьма подозрительные личности.
Но даже они, столкнувшись с мистической аурой Ужуписа, не превратились в заурядных пьяниц и хулиганов. Даже они, живя в полуразрушенных халупах без центрального отопления, горячей воды, теплого сортира и телефона, сохранили веру в один из важнейших постулатов будущей конституции своей родины: «Человек имеет право быть счастливым». Но и имеет право быть несчастным.

КТО ОТ КОГО ОТДЕЛЕН

Ужупис — мирское государство, гарантирующее своим гражданам абсолютную веротерпимость. Здесь имеются языческие капища (например, вентиляционная труба ныне не функционирующего общественного туалета) и возобновляемая ныне католическая белорусская церковь. Совсем рядом с границей Ужуписа стоит кафедральный православный храм во имя Успения Пречистой Богородицы, основанный Великим князем литовским Ольгердом в XIV веке. Чуть дальше — костел Св. Анны, который, как известно, Наполеон Бонапарт хотел увезти к себе на остров Св. Елены, но не успел. Не столь далеко имеются: синагога, караимская кенасса, Институт открытого общества имени Джорджа Сороса и Центр сознания Кришны.

ПОЛИТИКА

Геральдическим животным Заречья является утка: эти лапчатые водоплавающие птицы испокон века живут на берегах Вильняле и находят себе пропитание в ее мелководных струях. Флаг Ужуписа — белый, с изображением пятерни, в которую вписан круг. Флаг является сезонным, в круг в зависимости от времени года врисовываются осенний листок, зимняя Рождественская звезда, весенняя птичка или летний цветок.
Политическое устройство Ужуписа — президентская республика с неограниченной властью президента, не выбираемого, но самоназначаемого. Знаком полной независимости от внешнего мира были две полосатые пограничные будки, поставленные на мосту через Вильняле. Неизвестные злоумышленники их украли через несколько часов. Кому, Господи помилуй, понадобились пограничные будки?
Ужупис — абсолютно либеральное общество. Оно — перечитайте конституцию — позволяет своим гражданам исповедовать любые взгляды при условии, что они не покушаются на вечность и не делают другого человека несчастным. Подтверждением этому является существование на территории республики Альтернативного Ужуписа. Его члены не признают ужупийские власти (совсем как израильские ортодоксы, не признающие существование государства Израиль, поскольку Мессия еще не пришел).
Президентом-основателем является Ромас Лилейкис, кинорежиссер, клипмейкер и личность, вызывающая сомнение в ее реальном существовании. Во всяком случае, автор этих строк, посол Ужуписа в РФ, так и не удостоился лицезреть носителя высшей власти. Президент Лилейкис не то отсутствовал на территории своей страны, не то скрывался от посетителей. Впрочем, чем президент Лилейкис хуже или лучше президента РФ Ельцина с его «загогулинами»?
Но, более того, по некоторым сведениям, Лилейкис уже не является президентом всех ужей. Его пост узурпировало другое лицо, имя которого в интересах государственной безопасности пока не разглашается. Компетентные источники, впрочем, заявляют, что Ромас Лилейкис, отдохнув под дождиком на Балтийском взморье, снова приступит к исполнению своих обязанностей.
Как бы то ни было, отдуваться за Ужупис пока приходится верховному жрецу криве-кривейте, епископу и батюшке, министру иностранных дел и пресс-атташе Ужуписа Томасу Чепайтису.
Томас — полулитовец, полурусский, уроженец Москвы, выпускник Литературного института, писатель и переводчик. Несколько лет назад он перебрался из Большой деревни в Сверхзаречье. Этот бородатый ужупийский мистик (и мой непосредственный начальник) говорит: «Не труд сделал человека, человека сделала лень, наш флаг — знак этого». Настоящий уж никогда не возьмет в руку гаечный ключ, палку-копалку либо автомат Калашникова. Возможно, впрочем, у ужа и рук нет.

ЧЕМ МЫ ЗАНЯТЫ

Главное занятие ужей — устройство всевозможных праздников, карнавалов, концертов и театральных представлений. Устраиваются они по любому поводу и без всякого повода, хотя иногда совпадают с календарными, религиозными и государственными событиями. В прочее время ужи ленятся, улаживают отношения с близкими, путешествуют по сопредельным странам и думают об ангелах.

ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ АНГЕЛЫ?

А при том. Ужуписом руководит таинственный «клуб ангелов». Что это такое, я, хотя и знаю, сказать не могу. Не-ужи думают, что «клуб ангелов» — это страшная мафиозная структура вроде китайских триад. Пусть думают, от нас не убудет. А мы пока готовимся поставить на второй день после этого Рождества одиннадцатиметровый монумент с ангелом, трубящим в рог. Это — памятник всем жившим, живущим и будущим жить ужам, ведь они по своей сути все ангелы. Он, встав на развилке Ужупио, Паупио и Малуну, возвысившись над крышами, будет нам всем напоминанием о том, что — «близко уже, при дверях». Мы, ангелы, обязаны не забывать, что и пасть мы можем, и хранить не-ангелов должны.

РЕАЛЬНОСТЬ

В Ужуписе есть своя денежная единица, называется она «ужас». Подержать ее в руках невозможно, она не материальна: ужи не любят ужасы. Здесь есть виртуальные бутики United Colors of Benetton («Любая одежда для ужей всех рас») и Chanel. Имеется источник воды не хуже Perrier. Расплатиться здесь можно только ужасами. Но по республике также ходит автобус маршрута 11, имеются две парикмахерских, телефоны-автоматы, почта, раковая больница, текстильная фабрика, несколько продуктовых магазинов, косметический салон, парочка сомнительных фирм, торгующих не то стальными дверями, не то недвижимостью, лавки секонд-хенда и кафе «Второй дом» возле пограничного моста. Какие-то французы привинтили к его стене табличку, уведомляющую о том, что Ужупис — побратим Монмартра. Это — стратегическое и фатальное место, где ужи просаживают последние — не ужасы, литы — и думают о будущем.
Будущее у Ужуписа понятное. Такое же, как у нью-йоркской Гринвич-Виллидж, лондонского Ноттингхилл, парижской Бастилии и берлинского Крейцберга. По улице Ужупио уже пролетают новенькие BMW, под черепичными крышами, положенными любому ужу, строятся аккуратные мансарды, и тем ужам, которые боятся ужасов, придется потесниться. Их неизбежно вытеснят «новые литовцы» — место уж больно лакомое.
Но — и я счастлив — в Ужуписе растут родившиеся здесь маленькие жители маленькой родины, а их родители, истинные ужи, строят дома для будущей жизни. Житель Ужуписа имеет право лениться, но и имеет право трудиться.

Газета «iностранец», N34 от 01.09.1999

Другие материалы на сайте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Стоит взглянуть: