Лия ГИНЦЕЛЬ
Эти домики, эти крыши, эти островерхие купола, проткнувшие небо… Это ощущение старины в поэтическом обрамлении образов дня сегодняшнего… Екатеринбургская четвёрка — две Елены: ГЛАДЫШЕВА и СОЛОВЬЁВА, Владимир РОМАНОВ и Евгений ИВАНОВ — отправились в Вильнюс, знаете, как говорят, себя показать и людей посмотреть. А точнее — на выставку в «Русский культурный центр», где у двоих из них предполагался (и прошёл) вернисаж. А остальные приняли живейшее участие в организации дела. Но только Владимир Романов писал на месте. То есть, выбрав особенно понравившийся объект, переносил его очертания на полотно. И теперь в галерее «Урал-Постер» можно увидеть Вильнюс глазами мастера и вдохнуть всегда, испокон веку, любимый уральцами прибалтийский воздух.
Сначала, наверное, было знакомство с московским писателем, родом из Литвы, Эргали ГЕРОМ. А уж у кого вперёд возникла идея о десанте екатеринбургских художников в Вильнюс, дело десятое. Просто там есть «Русский культурный центр» и большой интерес к русской культуре. А дальше всё очень хорошо сложилось, и четвёрка екатеринбуржцев отправилась в Прибалтику.
Картинка мира
Поехали не с пустыми руками. Елена ГЛАДЫШЕВА отобрала около двух десятков своих пастелей, знакомящих с ретроспективой её творчества — натюрморты, люди, рыбы… А Владимир РОМАНОВ специально по такому случаю, и чтоб немного порепетировать, написал несколько пейзажей родного города. Таких, знаете ли, мест, что душу задевают — набережная Исети, например, где — помните? — красный кирпичный дом застыл в одиночестве. Пару этюдов сделал со стадиона «Динамо». Харитоновский парк с ротондой тоже не оставил без внимания.
Куратор намечающейся тогда выставки Евгений ИВАНОВ сказал: у Владимира — фрагменты города, у Елены — фрагменты дома. А в целом получается картинка мира.
А то, что, найдя в Интернете фотографию Вильнюса, вид сверху, Владимир попытался изобразить в красках свои предварительные ощущения, разыгравшееся воображение своё, — так это был скорее подарок гостеприимным хозяевам выставки.
К слову, сейчас вильнюсские работы Владимира Романова выставлены в галерее «Урал-Постер». Есть там и эта настроенческая картинка. Вся в голубизне и зелени оттенков. Потом, уже в Вильнюсе, краски стали другими. Более коричневыми, что ли, как старый, выветрившийся кирпич.
Центр в центре
Выставку в вильнюсском «Русском культурном центре» открыли через 3 дня после приезда. Одну стену отдали Елене Гладышевой, вторую — Владимиру Романову. А ещё поместили несколько пустых рамок, которые должны были заполняться по мере воплощения новых творческих замыслов.
Несколько слов о «Русском культурном центре». Центр — он и разместился в самом центре старого города. На самой, пожалуй, старой его улочке. Где по существующему закону не то что нельзя снести ни единого здания, но даже витрину вынести на фасад — большая проблема. Приняли ребят, однако, не просто тепло, а с немалым интересом. Вильнюсцы, конечно, про Москву и Питер всё знают, а то, что за Уральскими горами — сплошная Сибирь. Культура же представлена лишь «Провинциальными танцами». Неплохо, правда, представлена. Но, сами понимаете, недостаточно. Художники добавили новых красок.
Стартовали уральцы инсталляцией под именем «Водка — Виктория». Две тарелки свежей клубники чередовались с рюмками самого знаменитого русского напитка. Но это, разумеется, помимо живописных работ. Народ, кстати, поначалу стеснялся. А потом — ничего, приобщился. С большим успехом приобщился. С художниками вообще на одном языке заговорили.
Республика Ужупис
У литовских художников тоже нашлось что показать гостям. Завидный Ужупис, например. Ужупис (в переводе — Заречье) — название района. Они говорят — республики. Ну да, похоже, что республики. Со своим президентом, правительством, со своей конституцией. В конституции, между прочим, есть недурные, а то и вовсе превосходные статьи, формулирующие права и обязанности человека. Человек имеет право умереть, но это не является его обязанностью. Человек имеет право не быть любимым, но необязательно. Человек имеет право справлять и не справлять свой день рождения… Но человек точно не имеет права на насилие. И ещё человек не имеет права покушаться на вечность.
Когда творческая элита прибалтийского края только придумала свой Ужупис (дело было лет 15 назад), все решили — шуточки. Тем более что объявили о начинании 1 апреля. Да и не особенно тогда обращали внимание на эти весьма подзапущенные, полузабытые улочки вдоль речушки Вильняла (или, по-другому, Вилейки). Теперь квартиры здесь подорожали в 10 раз. От свадебных кортежей ломит глаза. Сам мэр Вильнюса катается по Ужупису на сигвее (палке на двух колёсах). И вообще, Ужупис стал словно бы воплощённой мечтой художников всего мира.
В самом деле, картины здесь висят прямо на стенах домов — большие, случается, прямо без рам, только холст или ДВП. Стены переходят в заборы, а картины — будто в окна иного мира. Добавьте к сказанному бесконечные граффити, барельефы, арт-объекты… Однажды президент Ужуписа, поэт, музыкант Ромас МИЛЕЙКИС увидел во сне ангела. Видение было сильным и потребовало воплощения. Объявили сбор средств, собрали деньги и воздвигли на 8-метровой стеле фигуру, осеняющую своим крылом, охраняющую, то есть, эти места, берегущую их… А беречь есть что — герб республики: раскрытая ладонь с дыркой посредине. Догадываетесь о смысле? Правильно: в чести — открытость и бескорыстие.
Ещё одна деталь, без которой не обойтись. Представители посольств разных стран почитают для себя исключительно важным посетить Ужупис. И перевести здешнюю конституцию на свой язык. Так что 15 металлических, отполированных до зеркального блеска листов знакомят с удивительным текстом на русском, английском, немецком, французском, украинском, белорусском, иврите и т. д.
Вне рамок
Но, вникая в жизнь своих коллег, екатеринбуржцы вовсе не забывали о взятых на себя обязательствах. Это касалось, прежде всего, Владимира Романова. И пока прочие продолжали сладко посапывать в своих постелях, он уже уходил на этюды, возвращаясь точнёхонько к завтраку. Объекты, естественно, присматривались с вечера, в минуты прогулок по Вильнюсу. Выбирались точки, с которых многочисленные костёлы, храмовые строения, старинные узенькие улочки с потрескавшейся и облупившейся от времени (сама по себе абстрактная живопись) кирпичной кладкой выглядели особенно трогательно и нежно.
Сегодня ребята в один голос утверждают: Вильнюс, не отреставрированный пока, как любой другой европейский город, создаёт ощущение незамазанности, неподмалёванности, подлинности. Что ж, им, художникам, виднее.
Владимир работал, и пустые рамки на выставке — помните? — наполнялись содержанием. Потом рамок уже не хватало. А впечатления продолжали переполнять. То, что получилось в результате, сегодня можно увидеть на выставке в Екатеринбурге. Мостик воздвигнут.
vecherny-ekburg.ru/culture/visual/6410/