Существует жизненный принцип, который звучит примерно так: никогда не поздно начать учиться новым вещам, никогда не поздно открыть для себя или в себе что-то ранее не известное.
Будь то талант в кулинарии или в живописи – не важно, суть всего вышесказанного состоит в том, что если вы нашли в себе нечто тайное и никому неведомое – это и есть ваш шаг вперед.
По такому принципу и пошла моя уважаемая собеседница Лариса Мишина. Неповторимость этой феноменальной женщины заключается в том, что она открыла и по своему вкусу и образу изменила привычное для всех рукоделие.
Нитки, ленты, гобелены и краски давно стали составной частью ее жизни.
- Лариса, существует ли история рукоделия? Какие сюрпризы вы приготовили и какие открытия в этом смысле сделают наши читатели?
- История существует, причем это исключительно богатая история с весьма неожиданными поворотами в судьбах исторических фигур.
Мало кто знает, что Людовик XV, сын короля Солнца Людовика XIV, был большим дамским угодником и частенько сам вышивал для дам приятные мелочи. Он украшал одежду и обувь вышивкой из лент, добавляя к результатам труда драгоценные камни. Так что при дворе французских королей вышивка была весьма дорогим увлечением. Безделица, вышитая самим монархом, ценилась очень дорого. Дороже иного знака внимания со стороны венценосной особы.
Сегодня вышивка возвращается из небытия, становится очень модной темой в Европе. Вышивкой из лент украшают одежду, сумки и обувь. Роскошными картинами – интерьеры в домах и отелях. Становится модным получить в подарок вышитую личную монограмму в раме, логотип фирмы или расшитый лентами портрет на холсте.
И всю эту красоту можно сделать своими руками, если вы дружите с иголкой. Главное – не бояться фантазировать, загадывать желания и мечтать.
- А как все начиналось у вас?
- Все с детства. Родители работали, я оставалась дома с нянечкой. Именно она учила меня вышивать «крестиком» разнообразные узоры, делать затейливые стежки. Но только теперь я стала понимать: нянечка заложила в меня эту основу, на которой сегодня зиждется творчество.
Спустя много лет страсть к вышивке вспыхнула вновь. Сегодня, думаю, ничто не способно ее погасить.
- А какая-то изюминка есть в ваших работах?
- Главная задача – сделать вышивку живой. Чтобы получилось в итоге не просто полотно, а иллюстрация, вызывающая естественные эмоции.
Я никогда не повторяюсь, меня повторы не интересуют. Отсутствие одинаковых работ – вот моя фишка. Люблю вышивать людей, детей, лица – думаю о них, их мимике, характере, умении ладить с друзьями. И все это стараюсь перенести на ткань.
Думаю, создаю талисман, оберег – ведь с давних времен вышивка считается оберегом для тех, кому она адресуется.
- Какие были эмоции от первой работы?
- Я никогда не думала, представить не могла, что мои скромные усилия так заинтересуют зрителей. И тем более не ожидала, что они потребуют не останавливаться.
Первую работу обожала, не могла перестать восхищаться ею – сразу поместила в самую дорогую рамочку и на видное место на стену.
Любовалась ею и постепенно понимала – можно и нужно идти дальше. Можно сделать лучше, главное не пугаться.
- У вас есть кумир? Мастер, на которого вы бы хотели равняться?
- Да, как и у всякого уважающего себя художника. Это русские рукодельницы, мастера своего дела. Их работы шикарны, с изящной цветовой гаммой. Техника отточена до идеальной. Но главное - в этих работах пульсирует жизнь!
При этом именно русские мастера постоянно в поиске. Создают новые приемы, генерируют идеи. Одним словом, у них можно учиться всю жизнь.
- А как обстоят дела с конкуренцией?
- Ради этой красоты стоит бороться. В Литве конкуренция слабее, чем в России. С другой стороны, как я уже говорила, русские мастера постоянно, очень щедро делятся советами, помогают из одной идеи создать другую, новую, оригинальную.
- Можно ли вас называть мастером?
- В сравнении с кем?
Конечно, еще пока рано называть себя мастером с большой буквы. Коллеги все равно всегда будут для меня гуру, им огромное спасибо и мое уважение. Вот они – истинные мастера.
Когда-нибудь и я поднимусь до такого же уровня. Говорят, прогресс налицо, и это меня радует.
Кстати, родственники, друзья – как бы это нескромно ни звучало, – восхищаются, когда видят новые работы. Не стану лукавить – это приятно.
Известная в Европе мастерица Элен Эрикссон, увидев мои работы, очень тепло о них отозвалась. Естественно, я не ожидала таких высоких оценок, была очень растрогана. А когда мои работы показали в телепередаче «Тютелька в тютельку» и они понравились знатокам, то была в неописуемом восторге.
- Откуда приходит вдохновение?
- Приходит неизвестно откуда. Само появляется. Могу взять полотно, разложить его, смотреть на него, а в голове уже рисовать эскиз: что, где, как и какие использовать цвета. Подсказок много, главное их заметить. Нужно созреть для работы.
Сам процесс создания картины – это настоящее удовольствие.
- Традиционный вопрос о планах на будущее. И что бы вы посоветовали начинающим рукодельницам?
- Планов нет. Не знаю, куда меня несет.
Живу сегодняшним днем. Очень хочу научить других людей этим заниматься, преподавать уроки вышивки. Хочу работать с детьми. Не исключаю благотворительности. Что касается советов, советовать здесь нечего. Нужно действовать, если есть желание – уже можно приступать к работе, получать удовольствие. Нам ведь нужен минимальный набор материалов: канва – лен или габардин, гобеленовая иголка с широким ушком, желательно пяльцы, ленты разной ширины и разного цвета. И все – можно приступать.
Агния ПОДМОСТКО