Известный в Коми журналист, ныне председатель калининградской ГТРК «Янтарь» Владимир Шаронов создал продолжение фильма о русском философе Льве Карсавине. Напомним, как уже писало «Красное знамя», документальный фильм «Душа любить осуждена» — большой телевизионный проект к 130-летию со дня рождения философа. Первая часть появилась весной этого года.
Историей жизни мыслителя журналист, уроженец посёлка Вой-Вож Сосногорского района заинтересовался двадцать лет назад. Во многом благодаря его настойчивым поискам в 1989 году на чудом уцелевшем лагерном кладбище близ посёлка Абезь под Интой было точно установлено место захоронения Льва Карсавина.
В 1922 году он был пассажиром знаменитого «Философского парохода», на котором по приказу Ульянова-Ленина в эмиграцию были отправлены более двухсот человек — элита российской науки и культуры. (В том числе небезызвестный Питирим Сорокин.) Так Карсавин оказался сначала в Берлине, затем в Каунасе и Вильнюсе, где он преподавал и где его уже после Второй мировой войны арестовали, а затем сослали в лагерь, расположенный на территории Коми.
Новая часть фильма была очень сложной, поделился Владимир Шаронов. Автору не хотелось делать очередной «просветительский дайджест».
- Для меня важно было указать, какое отношение вся эта давняя история имеет именно к нам, к тому, чем живёт страна сегодня. Но сделать это не грубо, не «в лоб»…Я сознательно перенасытил многие кадры информацией, ориентируясь именно на возможности интернет-просмотра — повторно вернуться, остановить, прочитать что-то внимательнее среди мелькнувших строчек допросов и документов. Ещё я считал для себя важным быть максимально достоверным: поэтому отбирал планы и фрагменты именно из того времени. Возвращённый голос Мистенгетт, которую Лев Платонович в «Поэме о смерти» назвал «несравненной», кадры «Андалузского пса» Бунюэля и Дали, да и сам молодой Сальвадор Фелипе Хасинто на пляже, запечатлённый камерой в 1928 году, конечно же, голос Анатолия Анатольевича Ванеева, читающего фрагмент воспоминаний о Карсавине, — всё это для меня очень важно, — рассказал журналист.
Если первый фильм был посвящён истории главной большой любви Карсавина — Елене Чеславовне Скржинской, любви, которая и сделала из Карсавина-историка Карсавина-философа и богослова, то фильм второй автор посвятил Карсавину и его отношениям с одним из самых ярких течений русской мысли — евразийству. Это берлинский и парижский периоды (1922-1928 г.г.).
В начале перестройки к Карсавину приклеили ярлык «идеолога евразийства», но был ли он таковым? Какое отношение евразийство имеет к современным проблемам России? От чего может эта история уберечь? Этому и посвящён второй фильм.
Работа была очень трудной, добавил создатель проекта, приведя только один, самый показательный, пример.
«Полгода ушло на поиски фотографии английского миллионера Генри Сполдинга, который финансировал евразийцев. С трудом удалось узнать, что он закончил Оксфорд. Через пять человек удалось связаться с главным архивариусом колледжа Оксфорда, который разыскал, наконец, и прислал фото, а в фильме оно появляется всего на шесть секунд!
То же и с французской звездой Мистенгетт, королевой песни до Эдит Пиаф, которую Карсавин упомянул в своей «Поэме о смерти» как «несравненную». Вначале пришлось найти, в каких фильмах она снялась, потом — разыскать эти фильмы, где звучит её голос и она появляется…. И, конечно, главная удача — это найденная кинохроника, на которой есть уникальные кадры с живым Львом Карсавиным, директором Вильнюсского художественного музея», — рассказал автор.
«Красному знамени» журналист приоткрыл завесу тайны: третий фильм будет посвящён литовскому периоду (1928-1949 г.г.), отношениям Карсавина с литовской культурой и католичеством, его довоенной богословской переписке, ставшим потом одним из отцов-основателей советологии отцом Густавом Веттером.
Четвёртый — об аресте и заключении в Абези вместе с Ванеевым. Пятый планируется сделать об ученике и душеприказчике Карсавина — русском религиозном философе Анатолии Анатольевиче Ванееве, внуке того самого Ванеева, который вместе с Лениным создавал «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» и круге его собеседников — отце Сергии Желдукове, религиозном философе Константине Иванове, философе Ярославе Слинине.
Уже сейчас В.Шаронов планирует и шестой фильм — о самом Константине Иванове. Таким образом, по мнению журналиста, будет раскрыто название проекта «Симфоническая личность». И это — не Карсавин.
«Это живая традиция русской религиозной философии, представленная сразу всеми этими именами — Карсавин-Ванеев-Желудков-Иванов. Поэтому это и творческий проект, и своеобразная научная работа», — подытожил собеседник газеты.
Первый фильм безо всякой рекламы в Интернете посмотрели более пяти тысяч человек, число зрителей стабильно растёт. Вторая часть проекта также на днях появилась в Сети.
В Париже, в издательстве ИМКА-Пресс (YMCA-Press), по инициативе Никиты Алексеевича Струве — директора издательства и профессора Сорбонны — прошёл форум, посвящённый 130-летию Л.П. Карсавина. По словам Никиты Струве, профессора Лионского университета Француазы Лецур, показ фильма стал самой достойной формой воздания памяти Льву Платоновичу.
komikz.ru