После Миндовга не было ни одного литовского правителя, который не вел бы переговоров о крещении, а вместе с ним – и о коронации, что было обусловлено постоянной войной с немецкими орденами: в конце XIII в. Тевтонский орден окончательно покорил пруссов и начал агрессию против Литвы.
Понимая, что крещение, полученное от Ордена, обойдется слишком дорого, литовские правители искали другие пути принятия христианства – через Чехию, Венгрию, Польшу (крещение в православие не решило бы проблемы военной агрессии со стороны немецких орденов). Вместе с тем все литовские правители именовали себя королями (напр., Гедимин в своих письмах на Запад подписывался – rex; Ольгерд в своих письмах в Византийскую империю – basileus). Так же титуловали их и источники немецких орденов, отличая тем самым от вождей других племен, не имевших государства, или даже от князей русских земель. Таким образом, можно утверждать, что еще до вступления Ягайло на польский престол (1386) Литва заслужила название королевства, даже не обладая всеми атрибутами для признания со стороны Запада – назовем ее своеобразным, или внесистемным, королевством. Тем более что Литва действительно стала уникальным европейским государством, которое исследователи иногда даже классифицируют как самостоятельную цивилизацию, не относящуюся ни к римской Западной Европе, ни к византийской Восточной Европе. И действительно, в Литве в то время уже формировалось индивидуальное хозяйство, что является основой западной цивилизации, но не характерно для Восточной Европы. Кроме того, там, где не требовалось международного признания, где хватало собственных сил, языческая Литва постепенно становилась ведущей силой своего региона, превращалась в великую державу (лит. didvalstybe, польск. mocartstwo, нем. Grossmacht), от которой до империи – всего лишь шаг.
Итак, правитель Литвы Гедимин титуловал себя Rex Lethowye и вел интенсивные переговоры о принятии христианства, а в своих письмах западным странам и городам наряду с вопросом о крещении поднимал тему о переселении в Литву западных купцов и ремесленников. Его усилия, направленные против изоляции Литвы, долго не приносили плодов, а военная агрессия немецких орденов вынуждала Литву направлять всю энергию на военное дело. Поэтому государственное устройство Литвы XIV в. иногда называют военной монархией.
Первое воздействие на своих соседей Литва и смогла оказать именно в области военного дела – от Москвы до Чехии был известен и использовался своеобразный «литовский» (или «прусский») щит. Крестовые походы против Литвы отчасти объясняют ее экспансию на опустошенные монголами земли Киевской Руси и присоединение их к своей территории – так Литва накапливала ресурсы для борьбы на западе. Во времена правления великого князя литовского Ольгерда (1345–1377) Литва не только становится великой державой, но и расширяет свои границы от Балтийского до Черного моря. Это обусловило неоднородность литовского государства – оно включало в себя этнические земли с языческим литовским населением и гораздо более обширные территории, густо населенные православными русинами. Поскольку эти области были отделены от Московской Руси, на них постепенно начала формироваться особая славяно-русинская народность Великого княжества Литовского, из которой впоследствии сложились современные белорусская и украинская нации. На этих землях литовцы нашли то, чего у них не было: церковную систему и письменность.
Оба эти обстоятельства обусловили важную роль православной культуры в ранней литовской истории: удельные литовские князья, став наместниками на русских землях, принимали православие, а формирующаяся русинская письменность стала официальным языком документов ВКЛ. Это несколько напоминает ситуацию с франками в Галлии, когда германские племена франков, создав на землях Галлии свое государство и властные структуры, переняли язык и культуру местного населения.
Из книги: “История Литвы”, Вильнюс, 2013.