“Net Artis” выражает благодарность программе “Nordic Culture Point” за поддержку в путешествии на фестиваль.

Автор: Сергей Тетерин

Хельсинкский фестиваль медиа искусства PIXELACHE (“Pikseliähky”) имеет долгую яркую историю – впервые он бросил клич художникам и зрителям в 2002 году. Тогда это был фестиваль “аудиовизуального искусства”. Но шли годы, и PIXELACHE эволюционировал в сторону интеллектуального форума, посвященного довольно сложным для понимания аспектам современной жизни – связанным с философией урбанизма, новыми медиа и экологическим активизмом. Да и не только.


Ключевое выступление Escher Tsai (Тайвань) в KUVA . Фото: Сергей Тетерин

В этом году фестиваль официально открылся 16 мая, но предваряющие его события начались 14-15 мая. В Научном университете ARCADA состоялась онлайн-конференция “N1” – данная буква имеет отношение  к теме конференции: “Narrative”. Каково наше чувство времени в интернете? Что есть наше пребывание там, активный туризм или медитация в виртуальном пространстве? Поискав ответы на эти новые вечные вопросы, участники переместились в Made in Kallio – богемное местечко в центре Хельсинки, где состоялась неформальная вечеринка перед открытием фестиваля. И это правильно – только что приехавшим гостям фестиваля было необходимо как можно скорее познакомиться друг с другом.

А на следующий день утром я принял участие в психогеографическом дрифте dérive по улицам и закоулкам Хельсинки. Сценарий дрифта был посвящен Вальтеру Беньямину. Отсчитывая левые и правые повороты, следуя за случайными прохожими, наша исследовательская группа открыла немало укромных местечек в урбанистическом ландшафте финской столицы.


Исследуя психогеографию Хельсинки. Фото: Сергей Тетерин

В этот же день я открыл для себя креативное пространство Eesti Maja – там происходили основные выставки и опен-эйр действа фестиваля. Именно там состоялись Олимпийские игры по переработке отходов – строго концептуальное мероприятие, временами сильно напоминающее строительства “штабов” из моего позднесоветского детства:


Recycling Olympic Games, Eesti Maja. Фото: Сергей Тетерин


Recycling Olympic Games, Eesti Maja. Фото: Сергей Тетерин

Recycling Olympic Games, Eesti Maja. Фото: Сергей Тетерин

Также мне хотелось бы сказать пару слов о самом креативном пространстве – это довольно обширный район бывшей фабрики в районе Каллио, Хельсинки. Там расположено несколько кафе и целый ряд художественных организаций, где постоянно проходит воркшопы и иные арт-мероприятия, самой разной направленности. PIXELACHE, разумеется, стал только одним из целого ряда событий, которые нашли себе место под солнцем на территории гостеприимной фабрики Suvilahti:


Suvilahti. Фото: Сергей Тетерин

А сам фестиваль PIXELACHE – а точнее, его офис – расположился на втором этаже Дома эстонской культуры в Хельсинки, там же в Suvilahti.


Сергей Тетерин у дверей офиса PIXELACHE

Здесь же 16 мая отрылась большая выставка артгруппы Bricolabs. В трех больших транспортных контейнерах открылась передвижная выставка Bricolabs, тут же начались художественные воркшопы, позволяющие зрителям и студентам заглянуть за кулисы художественного производства – скажем, вот таких арт объектов:


Выставка Bricolabs. Бамбуковая антенна


О чем шепчутся растения? Bricolabs сумели визуализировать их переговоры


В такой форме Bricolabs решили увековечить свои mailing lists

aDK3la9KIWzepu2iVslFXihwUPXjIEsL9pv2vI-z2-U
На воркшопах Bricolabs каждый получил возможность поработать руками


Над толпой зрителей витал радиоуправляемый геликоптер с видеокамерой


В этом фильме ясно зачем понадобился геликоптер

Здесь же в Suvilahti была представлена интерактивная инсталляция “Vjing Nature” – сделанная художниками из Колумбии Ivan Henriques & Kasia Molga. С гостями у PIXELACHE вообще полный порядок, в эти майские дни в Хельсинки приехали десятки деятелей искусство из самых разных стран. “Ключевой фигурой” в программе был назван приехавший из Тайваня Escher Tsai. во время своей лекции в KUVA рассказавший немало интересного о китайском и тайваньском медиа арте – например, о деятельности Hello Kitty Lab, которая сумела поднять известную всем Hello Kitty до высот многогранного и не менее многозначительного концептуального символа. Южный (и даже азиатский) тематический уклон не удивителен – ведь в этом году тема фестиваля была обозначена как «Смотря на север — смотря на юг» (‘Facing North – Facing South’). Тем самым фестиваль попытался отобразить в себе все многообразие геополитических и культурных различий регионов. Напомню, что с 2009 года PIXELACHE развивает собственную программу «Сигналы с юга» (‘Signals from the South’), представляя современное искусство Африки, Южной Америки и Азии.

С глобальной точки зрения отношения между Севером и Югом всегда являлись сложными, а проблематика поднимаемых вопросов сотрудничества — многогранной, и PIXELACHE своими инициативами изучает двусторонний обмен текущих процессов. В то время, когда многие страны Европы начинают сталкиваться с теми же кризисными проблемами, что и на юге, более чем когда-либо необходимо изучить идеи и инициативы, возникающие там, чтобы найти новые способы решения этих вопросов.

С региональной точки зрения, организация в последующие дни продолжения фестиваля в Таллинне (вспомним, что на протяжении 10 лет фестиваль проходил только в финской столице) ставит вопрос о том, как расширить существующие культурные инициативы. В самом деле, не только географически, но и экономически, Таллинн можно охарактеризовать, как «южный» Хельсинки. Местные жители даже придумали название этой несуществующей столице — Талсинки. Целью организаторов PIXELACHE становится развитие ее культуры.

Подробное расписание программы PIXELACHE доступно на сайте фестиваля.

Другие материалы на сайте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Стоит взглянуть: