Вильнюс на протяжении нескольких веков был известен как город, значительную часть которого составляло еврейское население, внесшее свой вклад в исторические и культурные традиции Литовской столицы. Вильнюс являлся одним из главных европейских центров еврейского образования и религиозных знаний, благодаря чему заслужил почётное название «Литовский Иерусалим». Немалая заслуга в этом принадлежит одному из духовных лидеров еврейского народа Виленскому Гаону Элияху бен Шломо Залману, памятник которому установлен на улице, носящей его имя.
Элияху бен Шломо Залман родился в 1720 году в местечке Селец, на территории современной Брестской области Беларуси, в семье раввинов. Исследователи его жизни пишут о том, что выдающиеся способности мальчика проявились уже в раннем детстве, и именно тогда он получил титул Гаон, что означает «гений». Юный Элияху в шесть лет самостоятельно занимался изучением Талмуда и Библии, а уже после 7 лет он знал столько, что не было учителей, способных обучать его.
В 1738 году он женился, а спустя два года, по примеру многих выдающихся раввинов, отправился в так называемое «изгнание» — странствие по еврейским общинам Германии и Польши. Во время своих скитаний, как и на протяжении всей последующей жизни, Элияху бен Шломо Залман продолжал обучение, и не упускал возможности увидеть редкие рукописи и встретиться с крупнейшими раввинами того времени.
В 1745 году он поселился в Вильно и прожил здесь до конца своей жизни. Он отказался занять пост раввина, и посвятил всё своё время изучению Талмуда, постепенно приобретая известность, как выдающийся еврейский религиозный деятель своего поколения. О том, насколько высок был его авторитет в еврейской общине, говорит тот факт, что, не занимая официальной должности, он получал от общины жалованье на содержание семьи.
По воспоминаниям сыновей, он вел аскетический образ жизни, спал не более двух часов в сутки, посвящая всё время работе по изучению и толкованию религиозных книг. Существует легенда, согласно которой один из учеников Элияху бен Шломо Залмана спросил его, зачем он тратит по 18 часов в сутки на изучение Торы, если он уже так много знает. Согласно легенде, смысл ответа учителя сводился к следующему. Если Виленский гаон будет изучать Тору по 18 часов в сутки, то раввины Польши будут изучать ее по 10 часов в день. Если раввины Польши будут работать по 10 часов, то в более развитой Германии раввины будут заниматься по 6 часов, а в просвещённой Англии — по 2 часа в день, и тогда евреи Англии будут хотя бы соблюдать субботу. Но если Виленский гаон будет изучать Тору только 10 часов в день, то раввины Польши станут работать 6 часов, раввины Германии — только два часа, а Англии — полчаса. А если в Англии раввины станут изучать Тору только полчаса в день, то что же тогда будет с соблюдением субботы английскими евреями?
Постепенно Виленский Гаон (Vilniaus Gaonui) стал приобретать влияние и в общественной жизни общины, так или иначе связанной с религиозными вопросами. В последующем его общественная деятельность получила противоречивые оценки, так как она способствовала возникновению распрей и столкновений между представителями различных религиозных течений. Элияху бен Шломо Залман резко осудил зарождавшееся в то время хасидское движение, и призвал верных евреев не вступать в брак и не вести деловые отношения с хасидами. Находясь в активной оппозиции к хасидскому движению, он не допустил его широкого распространения на территории Литвы и Польши, а Литва в то время стала центром ортодоксального течения литваков.
Элияху бен Шломо Залман прикладывал немало усилий для возвращения евреев на израильскую землю. В 1780 году он сам предпринял попытку уехать на Святую Землю, которая по неизвестным причинам не была осуществлена. Вместе с тем, потомки посланных им в Палестину учеников в XIX веке составили еврейскую общину Иерусалима.
Умер Виленский Гаон в 1797 году и был похоронен на виленском еврейском кладбище в Шнипишкес. Когда в советское время кладбище было ликвидировано, прах Элияху бен Шломо Залмана был перенесен на новое еврейское кладбище в Шяшкине, где в одном склепе с ним захоронен также прах его жены и сына. На месте бывшего кладбища в Шнипишкес установлен памятный камень, надпись на котором гласит, что здесь был захоронен Виленский Гаон. Его имя носят Государственный еврейский музей, а также улицы в Вильнюсе и израильском городе Ришон-ле-Цион.
В 1997 году, к 200-летию со дня смерти выдающегося богослова Элияху бен Шломо Залмана, ему был установлен памятник. Место для памятника было выбрано не случайно: раньше здесь, в бывшем еврейском квартале столицы, размещалась Большая синагога — главная синагога ортодоксальной еврейской общины Вильнюса. Здание было сожжено во время Второй мировой войны и окончательно снесено уже при советской власти. На высоком постаменте установлен бюст Элияху бен Шломо Залмана, а надпись на литовском и еврейском языках гласит «Виленский гаон Элияху».
Источник статьи — портал «LitBook»