С 4 по 7 октября проходит Международный форум литовцев в Петербурге. Одна из площадок — Российский этнографический музей. Накануне съемочная группа «Последних известий» побеседовала с учеными, и они рассказали о некоторых традициях литовцев. Кроме того, корреспонденту удалось познакомиться с литовско-русской семьей. Дарина Жежелева — о трудностях перевода.
Дома — семья Кодесниковых-Лапиените предпочитает общаться на родном языке Кристины. Сейчас девушка хорошо говорит и по-русски, а вот 15 лет назад встреча с будущим мужем стала настоящим испытанием. Александр приехал в Литву в командировку и, несмотря на трудности перевода, быстро завоевал сердце девушки.
Кристина и Александр Кодесниковы-Лапиените:
«Мы разговаривали два слова по-русски, два слова по-английски. Я русского не знала совершенно, я русский учила в школе, но у меня был словарь, ну наверное, 500 только слов».
Дочь Мета будет знать и литовский, и русский. Но сейчас двухлетней малышке приходится трудно. Кристина и Александр Кодесниковы-Лапиените:
«Она путает два языка, одно слово по-литовски, два по-русски. В детском саду по-русски надо разговаривать, а она говорит на литовском и ее не понимают».
Такая принципиальность — часть литовского отношения к традициям. Для этого народа важны старинные праздники и обычаи. Даже у самой современной семьи обязательно найдутся дома обрядовые предметы. У Кодесниковых-Лапиените — это свадебная свеча.
Да и праздники интернациональная семья старается отмечать на родине Кристины — там до сих пор соблюдают все древние традиции. Как проходит в Литве, например, Масленица — можно увидеть в Российском этнографическом музее. Это обязательно карнавал — ряженые в масках изображают разную нечисть. Однако каждый образ — несет и смысловую нагрузку.
Ольга Фишман, заведующая отделом этнографии Северо-Запада и Прибалтики Российского этнографического музея:
«Сама Масленица, которая называется Морэ — женщина, в руках у которой цеп. Ее, как правило, либо везли на санях, либо несли. Несли ее молодые мужчины, и во время ходьбы цеп этот раскачивался, он был фаллическим символом, он должен был придавать молодым мужчинам силу половозрастную, и они старались попасть под удары этого цепа».
На лица надевали — на редкость страшные маски. Чтобы обмануть злых духов.
В России обычая преображать свои лица таким образом никогда не было. А в Литве вырезание деревянных масок для карнавала — это настоящее искусство. Многие люди даже коллекционируют работы известных мастеров. Эти маски — ценные экспонаты музея, примерить их нельзя. Но, может, оно и к лучшему.
Этнографический музей — это одна из площадок, на которых будет проходить международный форум. Готовятся к нему и в центре литовской культуры Петербурга — хор «Балтикум» репетирует свое выступление. Выступающие волнуются. Концерт ответственный. Ведь им предстоит поздравить соотечественников с важной датой — 95 лет назад прошел съезд, на котором было принято решение о создании независимого Литовского государства.
www.tv100.ru/news/v-peterburge-startuet-mejdunarodnyy-forum-litovcev-62898/
На Форум прибыли более 80 участников из Северо-Западного региона России, Дальнего Востока, Сибири, Калининградской области, Литвы и других европейских государств. У мероприятия сразу два информационных и культурных повода:
- 95 лет со дня I съезда литовцев России (9-16 июня 1917 г.), также прошедшего в Петербурге. Съезд был инициирован Национальным советом литовцев (политический орган всех литовцев России) и сыграл решающую роль в определении политических установок литовцев по вопросу создания независимого Литовского государства.
- 150-летний юбилей литовского поэта, культурного и духовного лидера Майрониса (чья жизнь и деятельность связаны с Петербургом, где он занимал должность профессора Духовной академии).
В многовековой истории культурных, экономических, политических связей двух великих этносов петербургский период занимает особое место: становление литовской культуры и искусства как европейского явления во многом связано с северной столицей России. Абсолютно справедливо будет отметить и то, что деятели науки и искусства Литвы оставили заметный след в петербургской культуре, от архитектуры до музыки. Не случайно сегодняшний Петербург остается одним из центров интенсивного российско-литовского взаимодействия в самых разнообразных сферах деятельности. Логично, что и среди участников Форума – деятели литовской и российской науки, культуры, искусства, политики. В Форуме также примут участие представители латвийской и эстонской диаспор Петербурга – без чего картина культурных связей балтийских этносов на российской земле, безусловно, была бы не полной.
В трехдневной программе Форума литовцев – около 10 мероприятий, в том числе и зрелищных, предназначенных для самой широкой публики. Организаторы приложили максимум усилий, чтобы представить петербуржцам литовскую культуру в самых ярких, самобытных и мастерских проявлениях, будь то хоровое искусство, национальные ремесла, достижения науки или духовные традиции. Площадками Форума станут залы Российского Этнографического Музея, Российской Национальной Библиотеки, Санкт-Петербургского Дома Национальностей.