Город грехов – так можно было назвать Вильнюс сто лет назад. В Старом городе, в районах Ужупис и Антакальнис процветала проституция, было множество притонов и публичных домов.
Во время прогулки по городским улицам вы, наверное, даже не задумываетесь о том, какая бурная жизнь здесь раньше кипела.
Годы освобождения женщин
Агентство развлечений Vaiduokliai, организующее экскурсии по существовавшим в Вильнюсе публичным домам и исследовавшее исторические и полицейские архивы, рассказало, что все началось в XV веке, когда местная знать приглашала иностранных девушек легкого поведения остаться в Литве. Однако тогда в городе сектор развлечений и услуг еще не был развит, поэтому не было большого спроса на проституток.
Через сто лет дела в этой области продвинулись вперед – во втором и третьем уставах Литвы даже был упомянут термин «проституция». Там было указано, что за нарушение супружеской верности мужчинам грозит смертная казнь. Потом за это назначали огромные денежные штрафы.
В одной из квартир в доме под номером 4 на улице Пилес забойщик Йокубас и его жена основали притон. Ночные бабочки здесь нелегально обслуживали клиентов.
Кто же был этими первыми литовскими проститутками? Дочери знатных вельмож, насильно выданные замуж, передавали свои супружеские обязанности служанкам. В конце концов было замечено, что в домах трудно было найти порядочную женщину.
В XVII–XVIII вв. потребность в проститутках росла – они были нужны зарубежным гостям. Официантки, парикмахерши, швеи стали дополнительно зарабатывать – предоставлять секс-услуги. Женщины стали свободными.
Известно, что около церкви на ул. Пилес в трактире также был открыт публичный дом.
После легализации проституции выросло предложение
В XIX в. рядом с Кафедрой был расположен Обезьяний сквер. В этот скверик, а также на улочки и переулки в Старом городе вечерами стекались проститутки. Когда Литва входила в состав Царской России, начался бум проституции. После отмены крепостного права крестьянки, не находя другой работы, становились проститутками.
Царская администрация, полагая, что явление становится неуправляемым, решила легализовать проституцию. Проститутки должны были регистрироваться в полиции. А два раза в неделю – проверяться у медиков. Работать они могли, только предъявив справку о состоянии своего здоровья.
Правила легальных публичных домов были следующими: не может быть никакой вывески, а девушки не только не могли стоять в полураздетом виде на улице, но и показываться в окнах. Кому нужно было, те знали, где найти секс-услуги.
В 1867 году были открыты 13 легальных публичных домов, в них работали 165 проституток. В конце века количество легально работающих проституток в столице выросло до 550.
Мадам с безупречной репутацией
На стыке IX и XX веков в начале улице Диджейи действовал легальный публичный дом. В нем работало более сотни проституток, хотя развлечений тогда в Вильнюсе и так хватало.
На улице Св.Стяпонаса также был открыт публичный дом. Там работали самые дешевые проститутки, в конце XIX века их услуги стоили 5 копеек. Для сравнения, в Москве проститутки оказывали услуги минимум за 15 копеек.
В 1919-1930 гг. рядом с ул. Пилес работал публичный дом, в котором в трех квартирах на одну еврейку работали 23 проститутки. Персонал постоянно менялся – одни скатывались в дешевые притоны, другие становились проститутками более высокого уровня. Здесь работали парикмахерши, швеи, даже артистки балета.
Самое интересное, что притоны и публичные дома чаще всего содержали женщины еврейской национальности. Почему женщины? Поскольку только женщины с безупречной репутацией, в возрасте 35-55 лет могла стать сводницами. Сами они секс-услуги не предоставляли, их уважительно называли мадам.
Известно, что сто лет назад в районе Антакальнис успешно работала тетя Рузя. Это был публичный дом с эксклюзивным обслуживанием. Клиентов обслуживала и сама тетя Рузя, и ее подруги, а в стоимость услуг входила выпивка и еда. Работать женщины начинали в полночь.
В прошлом веке проститутками работали не только жительницы Вильнюса. Они приезжали и из других городов, даже из заграницы. Больше всего было евреек, также полек, русских. Впрочем, ради справедливости стоит заметить, что этнических литовцев в то время в Вильнюсе днем с огнем было не сыскать.
Содом и Гоморру разрушила война
В прошлом веке улицы Субачяус, Ужупе, Паплауйос, Аукштайчю были просто Содомом и Гоморрой, которые исчезли с наступлением Второй мировой войны. Там было полно притонов, публичных домов, по улицам ходили проститутки и приставали к мужчинам, соблазняли их.
В 1940 году как криминальные элементы были высланы 449 проституток – все они работали легально. Через год перенявшие власть немцы реабилитировали оставшихся проституток, поскольку солдатам хотелось, чтобы и в Вильнюсе были девушки легкого поведения.
После войны некоторые женщины продавались за еду. С ярко напудренными лицами и красными губами они терлись около столовых и меняли свое тело на кусок хлеба.
В 1970 году около Бернардинского костела действовал притон. Это было всем известно, только сейчас неясно, где точно стоял тот дом.
В этом веке услуги проституток покупали люди, которые еще не хотели создавать семью, поскольку были недостаточно обеспечены материально. Платить проституткам было дешевле, чем содержать жену и детей. Среди покупателей были и студенты, и неверные мужья.
Skaitykite daugiau: 15min.lt
Пингбэк: В городе Вильно, сто лет назад | IĮ «NET ARTIS»
Пингбэк: Из истории Старого города Вильнюса | IĮ «NET ARTIS»