В 90-е годы в центре Вильнюса, в районе Ужупис (Заречье), начался удивительный социальный эксперимент, в результате которого за двадцать лет жуткая клоака превратилась в прекрасное модное, дружелюбное и самобытное место. Александр Поливанов съездил посмотреть на это своими глазами.
текст: Александр Поливанов фото: Альфредас Гирдзюшас
В Ужуписе бомжей иногда отправляют «на прокачку». Инициативные ужупяйцы (так их тут называют) уговаривают друг друга помочь какому-нибудь неблагополучному соседу, и в один прекрасный день на главной площади парикмахер его стрижет, модельер — одевает, дантист — лечит зубы, фотограф — снимает для модного журнала. Все это показывают по телевизору. Бомж становится звездой.
Горожане вообще делятся на бомжей, средний класс и богачей. Бомжи — это глаза и уши улицы. Они видят и знают все. Если где-то что-то затевается — кража, вандализм, еще что-то, — такой «прокаченный» бомж скажет: «Эй, это же мой район!» — и остановит злоумышленников или сообщит в полицию.
Средний класс — те, кто может что-то сделать, но не делает, потому что не чувствует себя ни бедным, ни богатым. Богачи же считают бомжей швалью, а средний класс — лохами. Получается, что уши не общаются с руками, а ноги — с головой.
Это все какие-то книжные истины, про это рассказывают на популярных лекциях по городскому благоустройству. Тем удивительнее, что это, оказывается, и правда работает.
В Ужуписе бывает День белых скатертей: через два дня после Пасхи люди собираются в заранее определенном кафе и приносят все, что не доели за праздничным столом.
Или Праздник мышеловки. В Ужуписе считают, что творческая сила, душа каждого человека попадает в «мышеловки». И вот эти «мышеловки» раз в год собирают и сплавляют по реке или сжигают. Кто-то приносит свой деловой костюм, кто-то — свои фотографии или рисунки. Потому что душа человека шире любого искусства.
Шериф Ужуписа Витаутас Раткевичюс рассказывает: «Однажды нам позвонили из третьего полицейского комиссариата и говорят: ‘У нас есть очевидцы преступления. Но они не хотят разговаривать с нами — хотят разговаривать с полицией Ужуписа. Они нам не доверяют, а вам доверяют’». С тех пор Раткевичюса стали приглашать читать полицейским лекции, объяснять им свою систему наведения порядка. Суть довольно простая: долой мышление Homo soveticus, при которой ты ни за что не отвечаешь, кто-то всё решает за тебя.
Кстати сказать, ни шерифа Витаутаса, ни президента Республики Ужупис, ни министров ее правительства никто не выбирал и не назначал. Их просто называют президентом, шерифом и так далее. Взялся человек за что-то, получается у него — и пусть занимается.
Краткое описание метамарфоз Ужуписа за последние двадцать лет можно найти в любом мало-мальски приличном путеводителе по Вильнюсу. В советское время туристам этот район не показывали вовсе. Тут постоянно творились всякие безобразия, тут жили воры, алкоголики, бомжи — в общем, из дома ночью выходить было страшно. «Улица смерти», — было написано на одном из заборов в центре Ужуписа в перестроечное время.
Тем не менее, именно в этом районе еще при советской власти были построены квартиры-студии для художников: рядом был художественный институт. Художникам в своих квартирках было тесно, и постепенно они стали создавать вокруг себя то, что потом назовут «культурным пространством». В середине 90-х годов это пространство заняло почти весь Ужупис, а уровень самоорганизации ужупяйцев дошел до того, что они решили создать республику со своим флагом и президентом, с собственной валютой и армией. «Каждый имеет право лениться или ничего не делать», — говорится в девятой статье Конституции Ужуписа.
Эксперимент сразу же привлек к себе внимание, а Ужупис вдруг стал местной достопримечательностью. В районе появились люди с деньгами, а вскоре в Ужупис переехал и мэр Артурас Зоукас. При его помощи на центральной площади Ужуписа был поставлен главный памятник района — колонна в восемь с половиной метров с ангелом на вершине.
В результате получился классический богемный район, который так любят фотографы и ценители контрастов. Дорогие особнячки соседствуют со старыми постройками с печным отоплением. По булыжнику центральной улицы проедет то «ягуар», то полуразвалившийся «фольксваген». В супермаркет ходят деловые мужчины в дорогих ботинках, строгих брюках и пальто, у них просят мелочь на пиво плохо изъясняющиеся по-литовски люди в грязных джинсах и с седой клочковатой бородой, пахнущие вокзалом.
Сейчас Ужупис ведет переговоры с правительством Литвы о создании в районе особой экономической зоны с обнулением налогов для «креативных индустрий». В Ужуписе начали возводить новые студии для художников (1600 квадратных метров) и планируют запустить свое телевидение и радио, построить выставочные залы, офисы для создания компьютерных игр.
strana.lenta.ru/lithuania/uzupis.htm