О том, как литовская столица решила «утереть нос» богемному Монмартру и нигилистической Кристиании в Копенгагене, дозволив своим художникам и поэтам основать маленькую независимую республику
Литовская столица расположена у слияния рек Нерис (она же Вилия) и Вильния. А Ужупис находится за Вильнией, отсюда и его название, которое с литовского языка переводится как «на другой стороне реки».
Истоки самобытности
Первое письменное упоминание об Ужуписе — старейшем квартале Вильнюса — относится к 16 веку. Но известно, что испокон веков там селились ремесленники, бедняки и люди, обремененные грехами – пропойцы, преступники-рецидивисты и проститутки. Но не только. Там же, в Ужуписе, на берегу реки, в 1496 году был выстроен первый в Литве женский католический монастырь.
В последующие века в Ужуписе поселились сотни еврейских семей. Но во время Второй мировой войны почти все евреи покинули свои дома, которые заняли вильнюсские бездомные, определявшие образ Ужуписа в советское время.
Может быть, благодаря некоторой «заброшенности» Ужуписа и удалось сохранить его неповторимый архитектурный колорит. Несколько столетий в Ужуписе не было ни одного дома, двери которого выходили бы на улицу. Но зато там множество просторных внутренних дворов. По берегам реки кое-где до сих пор сохранились остатки строений водяных мельниц.
Доморощенная республика
Нынешнее очарование Ужуписа определяется превалированием среди его обитателей художников и вообще творческих личностей. Художники всегда были глашатаями свободы и если не анархистами, то, по меньшей мере, критиками государственных систем. Поэтому они решили изобрести свою и десять лет назад, 1 апреля, провозгласили независимость «Республики Ужупис».
Первым делом сообщество художников приняло конституцию ужуписской республики, которая пестрит парадоксами. Несколько примеров: «У человека есть право быть как счастливым, так и несчастным», «У человека есть право не иметь прав», «У каждого есть право умереть, хотя это и не является обязанностью», «У собаки есть право быть собакой». И так далее, и тому подобное.
Как и в любой республике, в Ужуписе есть президент — поэт, музыкант, сценарист и кинорежиссер Ромас Лилейкис. Кроме него, имеется шериф и армия, состоящая из дюжины мужиков. Их функции четко регулируются определенными правилами. Тот же шериф, например, следит за тем, чтобы взрослые не покупали несовершеннолетним в местных магазинчиках алкоголь и сигареты. Общими усилиями к настоящему времени почти полностью удалось выкорчевать это позорное явление. Цель всех подобных начинаний – сделать Ужупис более безопасным и комфортным для проживания.
У «Республики Ужупис» — четыре флага, по одному на каждое время года. Есть свои почетные граждане, среди которых Далай-лама, президент Литвы Валдас Адамкус, многие известные литовские деятели искусств. Помимо первоапрельского Дня независимости, в Ужуписе отмечаются и другие государственные праздники. Например, День рыб и День белых скатертей.
Приют для странников
После провозглашения республики имидж Ужуписа изменился кардинальным образом. Раньше при входе в квартал случайный прохожий невольно вздрагивал, прочитав на стене какое-нибудь зловещее граффити, типа «Улица смерти». Эти надписи остались кое-где с тех времен, когда в Ужуписе не любили туристов. Лет двадцать назад криминогенная обстановка в этом квартале была довольно сложной и напряженной.
Сейчас – другое дело. Туристов любят и всячески завлекают в Ужупис, где можно найти немало уютных кафе и баров. Правда, на т.н. «ночную жизнь» наложены разумные ограничения. Но, вместе с тем, некое пренебрежительное отношение к праздно шатающимся туристам все же сохраняется. Говорят, что скоро на входе в квартал повесят табличку: «Только для странников».
Считается, что обитатели Ужуписа не от мира сего, люди, живущие где-то там, «за рекой» жизни, по другую сторону рутины и суеты. Но отцы-основатели мини-государства уверяют всех желающих, что они учредили республику подлинного счастья, в которой хватит места для всех добрых людей. Вообще ужуписцев хлебом не корми – дай пофилософствовать и подискутировать. Но только не на политические темы.
Дух – вне политики
Ужупис – аполитичное образование. Единственное гуманистическое кредо, имеющее некоторую политическую окраску, — это отрицание любых форм дискриминации, насилия и нетерпимости. Политико-пропагандистская деятельность на территории республики категорически запрещена.
На рыночной площади Ужуписа есть место, напоминающее лондонский Гайд Парк, где каждый желающий может говорить о чем угодно, что придет в голову или что наболело на сердце. Но при одном ограничении – ни слова о политике.
Поэтому очень смешно наблюдать, как во время выборов литовские политики часами выступают на ужуписском рынке, болтая о чем угодно, кроме политики. Они думают, что набирают таким способом популярность. Но одна польза от болтовни политиков все-таки есть. Они помогли многим людям избавиться от застенчивости — и те начали говорить. А теперь все чаще поют. Формируется местный песенный фольклор. Кто-то даже выдвинул идею выпустить диск с записями песен, исполняющихся на рынке Ужуписа.
В Ужуписе много хороших традиций. Например, круглый год каждый четверг в деревянных павильонах на берегах реки Вильнии устраивается то, что раньше назвали бы «колхозным рынком», а теперь это, скорее, хуторской рынок, на котором господствует рыночная солидарность. Каждый торговец обязан что-то пожертвовать местным беднякам — будь то несколько килограммов картошки, свежеиспеченный хлеб или литр парного деревенского молока.
Есть еще одна традиция, уникальная, наверное, не только в Литве, но и во всей Европе. Ужуписцы подбирают на улице какого-нибудь бомжа и отводят его в одно из местных кафе. Там бомжика моют, причесывают, прилично одевают, досыта кормят и вновь выпускают на улицу.
Рай для вольных художников
Но, конечно, не бездомные формируют нынешний облик Ужуписа, а художники. Художественные галерейки, являющиеся одновременно и жильем для многих живописцев, встречаются чуть ли не в каждом переулке.
Извилистые, взбирающиеся вверх улицы Ужуписа, его большие внутренние дворы и причудливые деревянные дома всегда были и остаются излюбленными сюжетами литовских художников. Из пяти тысяч жителей квартала профессионально художественным промыслом занимаются несколько сотен человек. Притом что они не укрываются в башнях из слоновой кости, а активно способствуют формированию и укреплению самобытности Ужуписа. Совершенно не случайно, что на центральной площади квартала возвышается помпезный памятник ангелу, символизирующему свободу творчества.
Вообще социальный состав жителей квартала соткан из противоречий. Там мирно и гармонично уживаются художники, бедняки и богачи. Цены на реконструированные квартиры в Ужуписе — самые высокие не только в Вильнюсе, но и во всей Литве.
Примечательно, что в последнее время, по примеру Ужуписа, дух самобытности начал возрождаться и в других районах Вильнюса, представители которых приходят к ужуписцам перенимать их опыт.
В наступившем году Вильнюс первым среди городов Восточной Европы стал культурной столицей Европы. Этой чести древний Вильнюс удостоился во многом из-за того, что в 2009 году народ Литвы будет широко отмечать тысячелетие первого упоминания в летописях литовского государства. Но мне почему-то кажется, что и Ужупис внес свой весомый вклад в то, чтобы Вильнюс первым среди восточноевропейских городов признали культурной столицей Европы…
Ирина КОСТИНА, «КП» — Северная Европа»
5 Января 2009
kp.ru/daily/24224.04/425335
Пингбэк: Из истории Старого города Вильнюса | IĮ «NET ARTIS»